Один
живет, а другие выживают — об особенностях создания
конкурентной среды для малого бизнеса поговорили в Южно-Сахалинске |
21:29 6
июля 2018.
Статья sakhalin.info
Состязательность, независимость, отсутствие сговора, достаточность экономических
единиц на рынке... Учение Адама Смита вспомнили вчера участники круглого стола
"Конкурентная среда и налоги для малого бизнеса". Темой горячей
дискуссии предпринимателей и сотрудников антимонопольной и налоговой служб
стали условия для создания здоровой конкуренции. Мероприятие прошло в областной
научной библиотеке, организаторами выступили деловой клуб "Налоговый
консультант" и Сахалинская торгово-промышленная палата.
Государство неустанно создает, казалось бы, цивилизованные условия для
развития предпринимательства, делая его прозрачным, но возникают всё новые
противоречия. И мы понимаем, что нынешнее состояние бизнеса — вовсе не тот
результат, который хотелось бы получить пропорционально затраченным усилиям.
Первыми выступили докладчики — представители федеральных ведомств. Говорили
о глобальном. Во второй части прозвучали реальные примеры предпринимателей и
множество обидных "почему".
О том, как защищает интересы бизнеса антимонопольная служба, рассказал замруководителя УФАС по Сахалинской области Роман Прохоров.
За 2017 год за нарушение антимонопольного законодательства вследствие
выявленных нарушений недобросовестных конкурентов ведомством было взыскано с
них штрафов на сумму более 20 млн рублей. Рассказал докладчик и о новом подходе
в работе: если раньше преобладало большое количество плановых проверок в
течение года, то сейчас органы контроля могут работать только по заявлениям
хозяйствующих субъектов.
Отказались антипомонопольщики и от сферы контроля
рекламной деятельности компаний. Кто систематически нарушает, тот и в поле
зрения. В 2018 году, например, запланировано всего две проверки. Еще одной
проблемой названа была правовая неграмотность предпринимателей — не знают
изменений в законах, а это влечет административные миллионные штрафы.
Словом, предприниматель должен быть сегодня очень умным и суметь
разобраться в хитросплетениях законодательства. Однако в ходе дискуссии в
качестве ответа прозвучало, что есть группа законов, которые требуют не только
специального образования, но и специализации в отдельных отраслях деятельности.
К таким законам относится как раз закон о защите конкуренции (скорее, это
инструкция для лиц, обладающих властными полномочиями) и Налоговый кодекс РФ, особенно
вторая его часть. Не имея экономического образования, вам, малому бизнесу
придется очень сильно довериться, морально и финансово, хорошему юристу.
О снижении налоговой нагрузки с выкладкой цифр, о налоговых каникулах, о
которых так много говорят, а также об особенностях работы бизнеса по упрощенной
системе налогообложения (ее применяют 48% всех юрлиц,
зарегистрированных в Сахалинской области, и 42% индивидуальных
предпринимателей), рассказал главный госналогинспектор
отдела налогообложения юридических лиц УФНС России по Сахалинской области
Валерий Ашихмин.
О формировании конкурентной среды через возмещение затрат бизнесу с
оптимизмом рассказал начальник отдела предпринимательства департамента экономразвития Южно-Сахалинска Александр Акимов. Поддержка
возможна финансовая, имущественная и информационная. Особым спросом пользуется,
по словам Акимова, конечно, первая. В этом году она планируется по 17
направлениям — это уплата процентов по кредитам, субсидии на участие в
ярмарках, помощь начинающим и т. д. В прошлом году в рамках программы поддержки
было предоставлено 148 субсидий на сумму 102 млн 800 тыс. рублей. В 2018-м на
реализацию мер поддержки южно-сахалинского бизнеса запланировано 104 млн рублей
(около 20 миллионов выделяет городской бюджет и 84 — областной).
Однако мнение чиновников часто расходится с мнением тех, кто "варится
в котле" малого бизнеса. Людмила Писанюк,
налоговый консультант и судебный практик, согласилась, что все это да,
делается. Но результаты где?
— Ко мне как к врачу с хорошим не ходят, — начала свое выступление Людмила Писанюк, — и сталкиваться приходится с вопиющими
нарушениями по отношению к бизнесу. Складывается впечатление, что у органов,
наделенных властными полномочиями, иногда просто "сносит крышу".
Никаким разумным объяснениям некоторые их решения не поддаются.
Далее докладчица сделала отступление-реверанс в сторону сотрудников УФАС,
отметив, как тяжел их хлеб и что часто решения (экономический анализ) тянут на
полноценную диссертацию.
Вот только в результате — пшик. Антимонопольный орган — это обоюдоострый
меч, который не должен "махать, чтобы от мышек отбиваться", тратя
массу времени на мелочи, а следить за глобальным.
— Сейчас считается хорошим тоном требовать снижения налогов, но я считаю,
что снижать налоги не надо. У нас не самая тяжелая налоговая нагрузка (не
говорю про "пенсионку"). Если субъект
малого предпринимательства не в состоянии заплатить 6 процентов налогов от
доходов, ему нечего делать на рынке.
Проблемы в другом, сделала акцент Писанюк — более
пристальное внимание нужно обратить, например, на систему проведения торгов, на
"закорючки" в документации, сроки заключения контрактов (часто он
заключается, когда до конца года остается 3-4 месяца) и другие подводные камни.
Нарушения нужно уметь выхватывать на нужном этапе, а не когда все уже
состоялось.
Вообще, добросовестный налогоплательщик — это кто такой? Если твою сделку
налоговый орган считает недействительной только потому, что твой контрагент заключил
договор с другим контрагентом, который не платит налоги, то
о чем можно говорить?
— …О какой конкуренции можно говорить? Идет убивание малого бизнеса. У меня
лично складывается такое впечатление. — констатировала Людмила Писанюк.
И вспомнила, как в 2013-2014 годах, когда "денег в Сахалинской области
было столько, что не знали, куда их девать", их раздавали в рамках
поддержки сельхозпроизводителей, "выдвигая красивые и мощные
лозунги".
— Раздавали совершенно бесконтрольно эти субсидии фермерским хозяйствам.
Кто их тогда проверял? Можете зайти на сайт Арбитражного суда и посмотреть,
сколько на сегодняшний день рассматривается исков о взыскании субсидий назад…
Мыслями о том, почему разоряется малый бизнес, поделился предприниматель
Александр Кузнецов.
— Молодые парни хотят открыть бизнес. Им говорят: давайте информацию, мы
проведем торги и получите, что хотите. Конечно, они не получат! Потому что есть
фирмы, которые имеют, например, уже 10 земельных участков, вот они придут и
легко купят еще один. В итоге начинающий вынужден сворачивать свою
деятельность. Кто смог куда-то вклиниться лет 20 назад, тот и работает сейчас.
Кузнецов привел еще несколько примеров давления на бизнес, понятных,
очевидно, только ему, в числе которых "не дают нормально взять
кредит" и "нормально оплатить налоги в казну", не дают
"вкладывать в дело инвестиции" и "даже, чтоб забор поставить,
надо разрешения спрашивать". Идешь на торги, а там "ребята, которые
уже миллиардами ворочают". Обижен предприниматель и на то, что в конкурсной
комиссии решение принимают одни чиновники. А где же общественность?
О кабальных условиях поддержки малого бизнеса рассказал и предприниматель
Виктор Аверин.
— Чем больше наши власти думают о предпринимателе, тем хуже для
предпринимателей. Нужно, чтобы наши возможности совпадали с нашими желаниями —
это главный девиз предпринимателя, который открывает какое-либо дело.
Открывает, чтобы заработать, прокормить семью и так далее. Возьмем
"рыбный" малый бизнес, чтобы выловить рыбку, нужно получить квоты.
Думаете, новое предприятие их получит? Никогда. Только если где-нибудь на
задворках. А кредитно-денежная поддержка малого бизнеса? Ведь вы посмотрите,
какие условия у той же Корпорации развития Сахалина — они хуже, чем в банках.
Чиновники говорят много, а лучше бы вообще не говорили.
Главная беда в том, считает Виктор Аверин, что закон о малом бизнесе
расплывчат, поэтому каждый трактует его в свою пользу. Предпринимательством он
занимается с 1989 года и, "если бы знал, что мы к этому придем, никогда бы
не начинал".
Затронули и вопрос конкуренции в области труда в свете последних
"пенсионных" событий.
— Хорошая фраза: я желаю руководству страны, чтобы водителем у них был
65-летний, у которого со слухом и зрением уже не очень, а уколы их женам делала
63-летняя медсестра, у которой начинается тремор рук, — вставила слово Людмила Писанюк.
Анастасия Артюхина (аналитик правового управления
ассоциации "Сахалинстрой") также привела
несколько примеров, когда законодательство не позволяет развиваться бизнесу,
предложила внести некоторые изменения в Градостроительный кодекс, чтобы
исключить формальный подход к вопросам.
Общие выводы участники закрепили в итоговой резолюции. Если кто-то мечтает
о старте нового бизнеса, тому полезно будет, наверное, прочитать этот документ.
Полезно и заранее разобраться, что такое конкурентная среда, и почему ее нет,
что говорит об этом закон.
Кстати, в некоторых странах закона о конкуренции нет вообще, но конкуренция
(одна из определяющих основ на современном рынке) — есть. В Германии, например,
крупные торговые центры, как правило, не работают после 19 часов и в выходные,
что очень неудобно для жителей и гостей. Но власть делает это искусственно,
понимая, что крупный сетевой магазин "съедает" мелких конкурентов во
всей округе, поэтому мелким лавочкам, пекарням и кондитерским в определенные
дни и власть, и общество, с которым считаются, дают зеленую улицу, поддерживая
конкуренцию.
Объединяющей предпринимателей-участников этого круглого стола стала мысль,
что конкуренцию надо растить, но для этого помогите (или хотя бы не мешайте)
бизнесу быть конкурентоспособным.
Есть предложение организаторам, раз уж они позволили сегодня бизнесу в
открытую поговорить о реалиях нашей жизни, следующий круглый стол провести на
тему этики отношений бизнеса и власти. Глядишь, понемногу и удастся распутать
узел.